Может показаться, что об отдыхе в Турции мы знаем все, что нужно: там дешево и сердито. Интернет завален отзывами о Турции, отпуск на ее побережье не проводил разве что ленивый. Да и отечественные туроператоры в этом направлении за последние годы поднаторели. Казалось бы, что проще: покупай недорогую путевку и лети на «все включено».
Однако в нашем случае сработал принцип: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Искренне надеюсь, что мой (увы, не вполне удачный) отпуск послужит хорошим примером тем, кто собирается отдохнуть на турецких берегах. И сейчас свои отзывы о Турции пишу с одной целью: дать соотечественникам шанс научиться на моих ошибках в организации летнего отдыха, чтобы не совершить своих собственных.
Общение с работниками турфирмы. К тому моменту, как мы решили «погреть косточки» в Турции, за плечами у нашей семьи было несколько выездов за границу. Мы чувствовали себя опытными путешественниками и были уверены: раз уж успешно съездили в Чехию и Финляндию, Швецию и Хорватию, с Турцией, куда путь проторен сотнями тысяч туристов, проблем не будет (читайте статьи об этих путешествиях на сайте "Солнечные руки" в разделе «Отдых, путешествия и туризм»). Поэтому, видимо, пришли в турфирму слишком расслабленными, надеясь, что профессионалы сделают все, как нам нужно. Увы, эта расслабленность нас и подвела. Заглянуть в Интернет и почитать отзывы о Турции мы почему-то не посчитали необходимым.
Началось все с мелочей. Солнцезащитный крем, дезодорант и прочие приятные пустячки, преподнесенные в подарок сотрудником фирмы «просто так, к отпуску» усыпили нашу бдительность еще на пороге агентства. Приняв презент, мы, очевидно, подсознательно почувствовали себя обязанными приобрести тур именно в этой компании. Хотя здравый смысл несколько раз советовал заглянуть для сравнения и к конкурентам. Но мы этого не сделали.
Совет первый: не позволяйте купить ваше доверие мелочами. Ароматный кофе с печеньем или бесплатная бейсболка – это, конечно, приятно. Но они не станут достойной заменой испорченному отпуску.
Теперь подробнее о покупке тура. Путевку мы решили приобрести в конце июля, а лететь собирались во второй половине августа. Три недели, по нашим представлениям, являлись достаточным сроком для того, чтобы найти подходящее предложение в Турции. Однако сотрудница фирмы сразу начала охать и ахать, уверяя, что «все уже давно раскуплено». И стала нам предлагать варианты один другого хуже: например, проживание в отелях без пляжа, что подразумевало необходимость посещать городской пляж, расположенный в двадцати минутах ходьбы от гостиницы. Поэтому когда, наконец, нам показали более-менее приличный отель с собственным пляжем, бассейном и детской площадкой, нашей радости не было предела. К тому же сроки устраивали. Мы согласились сразу же, без колебаний.
Как я сейчас понимаю, это была еще одна уловка турфирмы. Хотя по сравнению с другими вариантами выбранный нами отель и казался шикарным, он все же сильно отличался от наших представлений о качественном отдыхе в Турции. Но тогда, накануне долгожданного отпуска, мы словно разучились мыслить критически. В итоге заплатили около пятидесяти тысяч рублей на троих за девять дней в трех звездах с ощущением того, что успели в последний момент приобрести хоть что-то приличное. Насколько «приличным» оказался выбранный нами вариант, мы узнали совсем скоро.
Совет второй: не соглашайтесь на первый попавшийся вариант, если он не удовлетворяет полностью вашим требованиям. Не жалейте времени. Пусть вас познакомят со всеми имеющимися предложениями. Даже если вы потратите три или четыре лишних часа, они вернутся вам сторицей.
Можно ли было избежать неприятностей? Расскажу подробнее о том, что же ждало нас на месте. И вы поймете, насколько меньше было бы проблем, если бы мы действовали чуть мудрее.
Конечно, среди мелких неприятностей, которые обрушились на наши головы, были такие, от которых, увы, заранее застраховаться было бы крайне сложно (или невозможно). Например, кошки, регулярно лакавшие воду из бассейна. Или глупые шуточки бармена (ну, плохо было у парня с чувством юмора). Но вряд ли эти пустяки испортили бы нам отдых, если у поездки не было других, более серьезных недостатков. Чего же можно было не допустить?
Во-первых, мы не поинтересовались заранее местом расположения будущего отеля. Выбранный нами отель Мар-Бас находился в местечке Ичмелер, что в часе езды от ближайшего аэропорта. В принципе, сам по себе этот курортный поселок не плох. Но дело в том, что Мар-Бас оказался практически последним его зданием, расположенным у дороги и зажатым между автобусным кольцом и двумя барами. С первых минут стало ясно, какой «концерт» нам предстоит прослушивать изо дня в день. Так и вышло: едва смолкал рев автомобильных моторов, как из бара начинали доноситься оглушительные звуки шоу-программ. Тогда мы впервые пожалели о том, что не почитали отзывы о Турции, ведь могли бы избежать и этой неприятности, и многих других.
Поэтому важный совет: прежде, чем покупать тур (даже если вы почти уверены в том, что это то, что вам нужно), возьмите паузу в пару дней и постарайтесь вызнать на сайтах все-все-все о том месте, куда направляетесь. При этом не доверяйте текстам с восторженными отзывами (их могли написать и работники туристических фирм). Внимательно изучайте критические отзывы о Турции – один такой отзыв может оказаться полезнее десятка хвалебных од. И доверяйте своим глазам – внимательно смотрите любительские фотографии, сделанные отдыхающими (а не те, что были сняты в рекламных целях).
Во-вторых, мы не узнали заранее, сколько стоят в отеле дополнительные услуги. А нам, увы, пришлось ими пользоваться. Так, мы меняли номер, поскольку выяснилось: у нас с персоналом разные представления о том, что значит «вид на море» (согласно договору, этот вид из окна у нас должен был присутствовать). Увидеть морскую гладь, действительно, было возможно. Но для этого приходилось высовываться из окна по пояс и поворачивать голову вправо, фактически, заглядывая за угол. И тогда в поле зрения появлялась маленькая синяя полоска. Выслушав наши претензии на эту тему, персонал (видимо, привыкший к подобным жалобам) равнодушно пожал плечами: «Море видно, а не нравится – доплачивайте 80 долларов и выбирайте любой из свободных номеров». Кстати, позднее мы узнали, что в других отелях подобная замена стоила не дороже 30 долларов. Так что рекомендуем при покупке тура поинтересоваться, во сколько обойдется в случае необходимости переезд в другой номер.
Платить пришлось и за кондиционер. Дело в том, что бесплатно им можно было пользоваться только по установленному в отеле графику: с 17.30 до 21.00 и с 00.00 до 06.00 (он включался и выключался автоматически). А если вы хотите включать и выключать кондиционер по собственному усмотрению – платите еще 100 долларов. В итоге эти расходы плюс плата за пользование ячейкой сейфа сделали наш трехзвездочный отдых равным по цене четырехзвездочному. Совет: не забудьте уточнить перечень платных услуг и их стоимость и сравнить с другими отелями.
Отдельной строкой нужно рассказать о пляже отеля. Лежаков на нем хронически не хватало (такое впечатление, что их было в три раза меньше, чем проживающих). Оставшись пару раз без места на пляже, мы решили занимать его с вечера (класть полотенце). Но ничего из этого не вышло: около часа ночи, когда завершал работу бар, на пляже делали уборку, и все «лишние вещи» нещадно выкидывали за периметр. Приходилось по очереди вставать в шесть утра и бегать на пляж с полотенцем (замечу, своим – в отеле пляжных полотенец не было), чтобы занять-таки заветное место под солнцем.
Позднее мы заглянули в Интернет и нашли среди отзывов о Турции те, что были написаны до нас посетителями Мар-Баса, так же дежурившими спозаранку на лежаках. Там же были и красочные описания бомжей, коротавших ночи на пляжных лежаках отеля. Мы тоже стали свидетелями подобных ночевок. Разумеется, если бы знали о таких сюрпризах заранее, не стали бы платить деньги за подобное «удовольствие» (вот вам и еще один аргумент в пользу того, что отзывы о Турции читать было необходимо до покупки путевки).
В-третьих, Маар-Бас оказался не лучшим отелем для отдыха с ребенком. Сотрудница фирмы при покупке тура нас горячо убеждала в том, что это идеальное место для семейного отпуска. В качестве аргумента она приводила факт наличия детской площадки и детского меню. Детская площадка оказалась двумя качелями при входе в отель. А детское меню и вовсе отсутствовало как таковое. Когда мы спросили служащего, есть ли специальная детская кухня, тот подвел нас к блюду с вареными яйцами, а затем показал на корзинки с хлебом и вазы с фруктами. Каких-то других блюд для детей не было. Так что выкручивались, как могли.
Совет простой: не верьте на слово всему, что вам обещают. Если продавцы тура предлагают определенные услуги, включенные в стоимость тура – эти услуги должны быть прописаны в договоре.
О чем еще стоит подумать. И еще несколько слов о том, чего мы не предусмотрели. То есть о неприятностях, которые случились исключительно по нашему недосмотру (а не по вине сотрудников турфирмы или персонала отеля).
Время поездки было выбрано не правильно. Август, конечно, традиционно является отпускным месяцем. Но в Ичмелере температура воздуха в это время редко опускается ниже отметки в сорок — сорок пять градусов. Выходить из отеля в город было просто невозможно. Тем более с ребенком, который практически «отключался» от жары. Так что совет: прежде, чем планировать отпуск, изучите среднемесячную температуру в стране, в которую отправляетесь.
Место отдыха тоже, как оказалось, нас не вполне устраивало. Мы – любители открытого моря. А Ичмелер находится в заливе. И, собственно, никакого секрета в этом не было с самого начала – достаточно было просто взглянуть на карту, которая висела на стене в туристической фирме. И посмотреть: а куда мы, собственно, едем? Но мы этого не сделали.
Наконец, отдых не соответствовал ожиданиям из-за того, что мы были практически лишены экскурсионных поездок. Самая короткая экскурсия предполагала трехчасовой переезд и начиналась в девять. Соответственно, до цели мы должны были добраться в полдень. С учетом высоких температур, о комфортном созерцании под палящим солнцем памятников архитектуры или природных красот и речи не было. Тем более что
отдыхали мы с ребенком, а услуги няни отель не предоставлял.
Конечно, я не могу сказать, что все было ужасно. Были голубое море, безоблачное небо и высокие горы. Был шведский стол и вечерние представления для отдыхающих. Была возможность выбираться по вечерам на прогулки вдоль побережья, вливаясь в беззаботную толпу отдыхающих.
И все же отпуск мог быть намного лучше, если бы мы почитали отзывы о Турции. Если бы критически отнеслись к той информации, которая была доступна перед поездкой. Если бы лучше сформулировали для себя: а что мы хотим от поездки?
Да, даже в таком «простом» деле как отпуск необходимо прикладывать усилия для того, чтобы добиться желаемого результата. Теперь мы это знаем наверняка.
Светлана Иванова.
Всем привет!
Из этой поездки я окончательно поняла, насколько разная Турция. Эту страну невозможно увидеть полностью, тут и Стамбул, имеет история не одну тысячелетии, тут и разные морские курорты (Анталия, Мармарис, Кушадасы и т.д.) тут и волшебное место Каппадокия, а сколько природных творений да и много всего в этой стране!
Ни разу не была в Турции, но много слышала об этой стране, как положительные отзывы, так и отрицательные. Как-то для себя решила, что не хочу туда, но после прочтения Вашей статьи изменила свое мнение. И теперь запланировала отдых в Турции на весну. Спасибо за советы, Светлана!