В процессе воспитания детей развитие речи очень важный момент. Трудно научить ребенка правильно выражать свои мысли, если речь у ребенка плохо развита, а так же если сами мы не умеем этого. Если мы столбенеем от одной только мысли, что необходимо кому-то и что-то объяснить, либо попросить что-то, то как мы можем с положительным результатом заниматься развитием речи у ребенка?
Но в любом случае нам придется этому учиться. Давайте я опишу метод, который помог мне в свое время не только в развитии связной речи ребенка, но и помог научить дочь ясно и понятно излагать свои мысли, пожелания, чувства и эмоции.
Началось все с того, что когда дочери было 2 года, мы проходили комиссию для поступления в садик. Логопед, осмотрев нас, поставила диагноз: «Задержка речевого развития ребенка. Ребенок в 2 года должен уметь говорить развернутыми предложениями». Наша же дочь умела говорить только отдельные слова и то редко. Обычно она ограничивалась тем, что показывала пальцем на то, что ей нужно. Т.к. я знаю своего ребенка, то я, естественно, понимала ее без слов и не задумывалась даже, что ей нужно ещё и развивать связную речь, учиться говорить намного лучше, чтобы её понимали другие люди.
По характеру я — молчаливый человек, я могу молчать, не испытывая никакого дискомфорта длительное время. Я молча делала дела, молча возилась с ребенком, ведь дочь была маленькой, и мне трудно было беседовать с человеком, который мне ничего не отвечает, не задает вопросы. Она молчит, и я молчу. Муж приезжает домой уже под вечер, и развивать речь ребенку, учиться выражать свои пожелания, объяснять, что она хочет и что чувствует, в общем, развивать речь дочери было просто не с кем.
Итого, первое. После встречи с логопедом я проанализировала свое поведение и поняла, что для развития речи у дочери мне нужно больше разговаривать с ней. И я начала все действия облекать в слова. Беру ложку и говорю: «Я беру ложку» и т.д. В первое время это невыносимо трудно, но только первое время. Быстро привыкаете к тому, что с ребенком нужно всё проговаривать, всё нужно объяснять и пояснять.
При развитии речи так же хорошо помогают детские игрушки. Очень удобно развивать речь с помощью различных игрушек, особенно при помощи разных слоников, осликов, машинок и т.д. Берете такую игрушку и говорите:
— Это слоник, — и отдаете ребенку.
А через какое-то время, когда ребенок вам покажет на слоника, спросите: «Кто это здесь?»
Через 1,5 месяца дочка стала говорить правильно и развернутыми предложениями.
Второе. Теперь необходимо было заняться развитием связной речи. Научить дочь понятно выражать свои желания. Приходит она на кухню и говорит: «Дай это», — показывает на стакан с водой. Я понимаю, что она просит, но ведь это я, и я знаю ее и ее потребности. Но моя задача научить ее объясняться понятно и грамотно для всех. И я намеренно делаю вид, что не понимаю:
— ЧТО это?
— Ну, это, — продолжает показывать пальцем.
— Я тебя не понимаю. Говори словами, что тебе нужно и зачем?
— Я хочу пить, дай стакан с водой.
— В теперь понятно. Так всегда и делай, но не забывай сказать «пожалуйста и спасибо».
Третье. И так всегда. Развитие речи раннего возраста очень важно. Старайтесь не угадывать, что говорит вам ребенок. Требуйте, чтобы сказал словами, назвал правильное слово. Не получается — помогите ему.
-Дай мне, — тянется за фоторамкой.
— А что это?- спрашиваю я.
— Не знаю.
Тогда я называю слово и прошу повторить свою просьбу.
-Дай мне фото-рамку, пожалуйста.
— Правильно, так и проси и добавляй зачем.
-Дай мне фото-рамку, пожалуйста. А хочу ее рассмотреть поближе.
Вот и результат. Внятно попросила и внятно обосновала.
Все по схеме:
— Мне нужно ТО-ТО …
— Для таких-то целей..
— Потому что ..
— Мне нужна фото-рамка.
— Я хочу ее рассмотреть.
— Потому что мне интересно, кто там сфотографирован.
Потом я стала объяснять дочери, как выражать свои эмоции. Если тебе что-то не нравится, надо сказать так:
— Мне не понравилось то-то …
— Потому что…
— Я почувствовала то-то …
Если ребенок что-то просит, требуйте, чтобы объяснил зачем. Сначала он не сможет даже объяснить, часто не задумывается сам, зачем что-то хочет взять. Потом уже будет не просто объяснять, но и сам задумываться, зачем ему это действительно нужно и нужно ли на самом деле.
Как–то мы пришли в гости к моей подруге. У нее сын, ровесник моей дочери (на тот момент 4 года). Они ушли к нему в комнату, мы сидим на кухне. Пообщавшись с подругой, я стала собираться домой, зову дочь. Оделись, подруга ей говорит:
— Приходи в гости еще.
— Приду, когда вы воспитаете своего сына.
Подруга, справившись с шоком, спрашивает:
— И что же тебя не устроило?
— Мне не понравилось, что он толкнул меня, когда я взяла его игрушку. Я ударилась, и мне было больно.
— Хорошо, я поговорю с ним.
Вот и все. Так моя дочь научилась ясно и понятно объяснять свои чувства и эмоции.
Читайте продолжение «Раннее развитие ребенка при помощи книг, игр и общения».
Благополучия вам и вашей семье, Лариса Ким.
Про угадывание, конечно, правильный совет. Но иногда это бывает очень сложно. Помню года в 2 ребенок долго просил у меня "касету", а спустя минут 10-15 я догадалась, что он хочет конфету!:)
Моей дочке 1 год и 11 месяцев. Она говорит только отдельными словами «попить», «спать», «кушать», «сними» и т.д. Не могла не нарадоваться ее успехам, хорошо повторяет мои слова. Но после прочтения вашей статьи задумалась, оказывается, она у меня тоже отстает, а я думала это нормально. Дело в том, что когда мы гуляли на площадки, то мамы жаловались, что их дети совсем ничего не говорят, даже слова, а им было уже 2,5, в 3 некоторые только словами говорили. Поэтому думала, что моя дочь развивается как надо. Спасибо, что написали такую статью, я думаю, многие родители поймут, что нужно заниматься с ребенком, а не ждать пока он сам заговорит.
Анастасия, хорошо, что девочка правильно повторяет слова. Очень часто ребенок достаточно долго говорит "словами", а потом начинает говорить сразу и очень много Но, конечно, процесс становления речи нужно стимулировать. Очень хорошо помогают рекомендуемые в этой статье упражнения с игрушками. Можно дать ребенку любимую игрушку и разговаривать с ней, например, давай скажем кукле "Пойдем кушать", или "Давай погуляем" или "Пора спать". Так же нужно общаться и с домашними и с другими детьми. Начинать надо с коротких предложений, постепенно их усложняя. И конечно, упражнения должны быть не слишком долгими и не утомительными для ребенка. Если не хочет говорить, заставлять не следует, попробуйте позже, в другой ситуации и т.д.
Хорошо, спасибо, попробую как говорите). Хотя в принципе так и получается, когда ей даю какую то вещь, то говорю какого цвета, формы, чтобы запоминала. Например большой и маленький знает что такое. И может даже показать руками). Она со мной говорит и много, но на своем языке. Видимо слова недоговаривает, вот и получается, что я ее не понимаю. А так видно, что старается, это меня и радует, а то некоторым даже слова не нужны, показывает на вещь и все.
Верно говорите, мы так и делали с сыном. А еще развитию речи и пополнению словарного запаса способствуют книги и особенно стишки. Мы раньше их читали с мужем, а ребенок повторял. Теперь сын сам их читает наизусть.