Сидим как-то раз, шепчемся с мужем на кухне. Потому шёпотом, что уложили носиков-курносиков спать и потому что тема ох, какая щекотливая. А как не быть теме щекотливой, если почти все разговоры о них – о детях. Их у нас двое: королевская парочка – сын и дочь.
— Ну зачем ты за них прибираешь игрушки? Пусть сами в коробку складывают. – Это муж шепчет.
— Да знаю я, ну так хочется же побыстрее убрать. – Это – я.
— Пойми, ты делаешь и себе и им хуже. Мы же договорились – дети убирают игрушки са-ми!
— Ну, всё, всё, признаю, неправа. Обещаю больше за них игрушки не убирать, тапочки у кроваток не ставить, личные носильные вещи на стульчики не развешивать, спокойной ночи не желать.
— А почему спокойной ночи-то не желать?
— А потому что за них.
Вот и мы улеглись. Форточку открыли, будильник завели, свет погасили. Баю-бай.
Мы тоже дети, большие только, слов знаем больше, в транспорте самостоятельно ездим, и на просмотр фильмов у нас ограничений нет. А так – дети мы.
Не спалось мне. Вспомнила, как меня, малюсенькую (я ещё в ясельную группу ходила), приучал к порядку отец. Он методично, изо дня в день, говорил: «Доча, каждая вещь должна иметь своё место, свой домик. Игрушка будет знать, где живёт, и ты будешь знать, где она живёт. Захочешь к ней в гости пойти или с ней поиграть, и искать не надо – вошла, руку протянула и всё». Отец часто вместе со мной игрушки убирал по местам, но никогда не убирал их за меня. И маме не разрешал. Он так делал: «Катюша (моя мама), приготовь-ка, пожалуйста, чайку. Мы с дочурой сейчас приберёмся, да по чашечке чая выпьем». Или ещё что-нибудь придумывал, чтобы мамы в комнате не было.
А когда я старше стала, спросила однажды папу: «А зачем каждой вещи своё место нужно? Разве нельзя сегодня куклу положить сюда, а завтра – в другое место?» Папа терпеливо разъяснял: «Когда каждая вещь лежит на своём месте, то тебе не нужно будет тратить время на её поиски. К примеру, торопишься ты куда-нибудь, да если даже и не торопишься, неважно, так вот, собираешься выходить из дому и тебе надо взять какую-то вещь. И вот, если ты держишь все вещи на своих местах, то просто идёшь и берёшь вещь с собой. А если ты не знаешь, не помнишь куда положила её в прошлый раз – всё, начинаются поиски, ты нервничаешь, что не видишь, где лежит вещица, ты расстраиваешься, а может быть даже и уходишь без неё. В результате что? И время потеряно, и настроение испортилось».
Я слушала папу, я всегда внимательно его слушала и думала: «А что такого? Ну, не нашла и ничего страшного. Я бы не расстроилась из-за ненайденной вещицы». Это я тогда так думала, хотя и убирала свои игрушки всегда и везде. Сейчас я уже так не думаю.
Конечно, отец был прав. Был случай, когда я ой, как его вспоминала!
…Собрались мы с подружкой после выпускного в институте съездить на экскурсию в Москву. Пришли за путёвками в турфирму. Стали оформлять бумажки, как положено, отсчитывать денежки, сколько положено и понадобились наши паспорта. Я – раз и протягиваю свой, а подружка – раз… и говорит жалобным голосом, что, мол, она отдала свой паспорт маме, а мама забыла его вернуть и уехала в командировку. Но сотрудница турфирмы – не сказочная героиня и жалобный голосок подружки не подействовал на женщину. Нет паспорта – нет исполнения заветного желания: в Москву мы не поехали. Не бросать же товарища в беде!
На самом деле подружка просто-напросто не нашла свой паспорт дома: «Куда положила? Ума не приложу…» Точно, не приложила в своё время. Папы моего рядом с ней не было!
Я давно поняла, что выработать привычку держать вещи в порядке и на своих местах – очень полезное дело. И не только для себя, но и для окружающих.
К примеру, нет меня где-то (на работе или дома), и в этот момент кому-то что-то понадобилось взять из моих вещей, либо документов. Достаточно одного звонка, и я сразу скажу, где «горячо». Как в детской игре «холодно – горячо». Потому что сызмальства была приучена убирать свои игрушки перед сном и перед приходом гостей. Если честно, эта привычка давалась мне нелегко. В глубине души, где-то очень глубоко, не понимала я «ну что тут такого, если я сегодня не уберу, а сделаю это завтра…»
А как показать детям, что привычка аккуратно обращаться с вещами и документами в будущем им пригодится? Как дать увидеть, что папа с мамой не вредничают, не измываются над дитятком, а стремятся научить хо-ро-ше-му? Как на детский вопрос: «Зачем мне это нужно?» не ответить стандартно: «Затем, что я так сказала!», а, к примеру, ответить так, по-взрослому: «Вырастешь – поймёшь!» На эту тему можете прочитать интересную статью «Воспитание детей дошкольного возраста. Уроки самостоятельности».
Когда я сама стала мамой, поняла, что и для родителей это обучение – нелёгкая работа. Попробуйте-ка изо дня в день на протяжении неизвестно какого времени объяснять, доказывать, показывать, заставлять (!), в общем, -ять и –ать, что вы своими навязчивыми действиями делаете ребёнку «хорошо»!
Но чем дольше я была мамой, тем больше я понимала, что мой папа и мой муж – правы: за детьми, если только они не болеют, прибирать нельзя. Наводить порядок в игрушках и вещах нужно либо вместе с ребёнком, либо предоставив всё сделать ему одному. Привыкнув к определённой системе, т.е. поиграл – убрал, разбросал – собрал, разложил – сложил, ребёнок постепенно привыкнет к самодисциплине. А значит, приобретёт бесценное свойство, как личность, – организованность.
Я вспоминала, как разными способами мы приучали детей к самостоятельным поступкам. Ведь прибрать игрушки и вещи за собой – это поступок. Например, бывало так. Сын, ему было года три–четыре, попросил, чтобы к нам в гости пришёл его друг из детсадовской группы. «Конечно, пусть приходит, только давай приберём в твоём уголке. Твой друг – наш гость, и мы должны встретить его в чистой и убранной комнате». Сын спросил: «А можно не всё сложить?» Я ответила: «Нет, сынок, если что-то делать, то делать полностью. Помнишь, когда к нам приезжала тётя Марина, она вошла и сказала, как у нас уютно, чисто, хорошо, просто загляденье? Разве не приятно гостю видеть, что к его приходу специально подготовились? А как приятны такие слова хозяевам!» Сын тогда заявил: «Я сам всё сделаю» — «Вот и умница!»
А бывало и так. Пришла я однажды с работы усталая до невозможности. До невозможности что-то сделать ещё и по дому. Села на диван и сижу. Пятилетняя дочка подошла, она младше сына на два года, спрашивает: «Ты затомилась?» «Очень», — отвечаю. «Ну, сиди, сиди…» — сказала дочь и убежала. Через некоторое время зовёт меня. Я вышла, смотрю, а она туфли мои на обувницу поставила, сумку на крючок повесила, зонтик на специальную полочку положила и газеты из почтового ящика к телефону положила – всё сделала, как я, когда прихожу домой. Смотрит на меня, улыбается и спрашивает: «Тебе теперь не надо порядок наводить?» «Ах ты, моя помощница, выручила меня! А я думаю, вот, надо идти вещи по местам разложить, а теперь я и отдохнуть могу. Спасибо, моя дорогая. Пойдём, почитаем…»
В общем, по-разному бывает. Главное, мы с мужем всегда помним: «Что посеешь, то и пожнёшь». И эти слова относятся не только к детям, но и к нам – взрослым.
С уважением, Татьяна Зимбули
Моей дочке еще двух нет, а она уже удовольствием за собой убирает, иногда с моей помощью, нравится, когда рядом и вижу результат ее деятельности. В уборке тоже старается помочь, тряпочкой протирает все, постоянно просит подметать, т.к. я частенько это делаю. Главное позволять им проявлять инициативу и не ругать, если что-то не получится, каждый раз хвалить за хозяйственность. Она у меня сама ходит на горшок, выливает в туалет и спускает. Причем я ее специально не учила, просто увидела как я делаю и решила это делать сама.
Анастасия, у нас также с горшком было, после года начала за собой убирать и никто ее не учил. И сейчас девочка 8 лет просто умничка. Главное не требовать не заставлять, а просто спокойно объяснять и показывать на собственном примере. Они все видят, даже если ты в это время и не думаешь учить ребенка, он все равно запомнит и будет повторять.
Приучать ребенка к чистоте и порядку нужно сразу. Я такой человек, что не могу, когда в доме что-то разбросано, что-то не на своих местах. У нас дочка начала все складывать, когда пошла в детский сад, в 2,2 года. Я ей конечно все подсказывала, в общем все проходило в форме игры. И она потом уже сама знала где книжная полка, где мягкие игрушки, где куклы и так далее. А еще очень любит помогать маме с уборкой, и пыль протирает и комнатные растения поливает, ну конечно под присмотром мамы.