Кажется, совсем недавно малыш родился. И вас заботили лишь его здоровье и питание. А уже пролетели 4-5 лет, и пришло время всерьез задуматься о том, как подготовить ребенка к школе. – Такие мысли и тревоги знакомы всем родителям пяти-шестилетних детей.
Мой многолетний опыт работы с детьми-дошкольниками свидетельствует о том, что нет ничего сложного в этом переходе, если ребенок развивается планомерно, успешно и всесторонне. В этом случае нет необходимости в какой-то особенной и специально организованной деятельности малыша под названием «подготовка к школе». Ведь потому и называется период жизни человека ДО-школьным, что все, что происходит с ребенком в первые 6 лет, и есть его подготовкой к школьному обучению.
Само понятие «готовность к школе» состоит из несколько составных частей. Это физическая, эмоционально-волевая, психологическая, умственная и мотивационная готовность. Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих сферах.
Первое. Физическая готовность к школе заключается в достижении ребенком физической зрелости, развитии выносливости и силы. Одним из показателей физической готовности служит начало смены временных зубов вашего малыша на постоянные. И логично, в частности, принять этот момент к сведению при решении вопроса, в каком возрасте отдавать ребенка в школу — в 6 или 7 лет. Будущий школьник должен уметь удерживать длительно статичное положение тела, быть в состоянии носить нелегкий ранец. И, конечно, быть здоровым.
Если вы не уверены в выносливости ребенка, приучайте его к медленному бегу, но в течение 2-4 минут без перерыва. Пешим прогулкам на протяжении 30 минут без отдыха. Здорово, если он приучен к ежедневной утренней зарядке.
Когда моя дочь готовилась идти в школу, именно физическое развитие было ее «слабым звеном». Она часто болела, была слабенькой и быстро утомлялась. Тогда я вместе с ней занялась закаливанием, утренней гимнастикой и пешими прогулками. Именно в эти годы мы всей семьей стали на лыжи и коньки. Подробно о правилах здорового образа жизни читайте здесь.
А еще отличную службу нам сослужило привлечение ее к посильной работе на даче. Я выделила ей небольшую грядочку 50 см. Х 100 см. и разрешила там выращивать растения на свой выбор. Абсолютно самостоятельно. Она выбрала подсолнух и тыкву. Посадила, рыхлила, поливала, следила за ростом растений. Выращенный урожай удивил не только ее, но и всю нашу семью. В ходе регулярного труда она окрепла физически и стала более самостоятельной. Научилась брать на себя ответственность за порученное дело.
Второе. А эти навыки уже сфера эмоционально-волевой готовности к школе. Ребенок к 6-ти годам должен владеть навыком выполнения пусть несложных, но постоянных обязанностей. В первую очередь, по самообслуживанию.
Часто камнем преткновения в первые годы учебы в школе становится несамостоятельность детей в быту. Поэтому, воспитание самостоятельности дошкольника очень важный фактор его подготовки к школьному обучению. Это навыки одевания, раздевания, самостоятельной еды в 2-3 года, шнуровки ботинок, завязывания шапок, застегивание пуговиц на верхней одежде в 4-5 лет, культурно-гигиенические навыки на всем протяжении дошкольного детства.
Часто в семьях возникают проблемы с приучением ребенка к убиранию своих игрушек. Это, возможно, первая обязанность малыша примерно с 3-4-летнего возраста. Подробно о том, как приучить ребенка к самостоятельности, читайте в статье Ларисы Ким на нашем сайте «Солнечные руки» «Воспитание детей дошкольного возраста. Уроки самостоятельности».
Когда я приучала дочь к уборке игрушек, на помощь мне пришла сама игра. Я включалась в игру дочери, и по сюжету постепенно «сворачивала действия». Куклы ложились спать, строители шли по домам, инструменты складывались на складах. Иногда такое вмешательство в игру вызывало протест моего чада. Тогда я оставляла ее одну, но обязательно предупреждала о том, что время игры заканчивается, например, через 10 минут. Ребенок не может мгновенно закончить игру. Ведь и нам, взрослым, нужно какое-то время для того, чтобы закончить начатое дело. По прошествии указанного времени, если дочка не складывала игрушки, я их начинала сама складывать. И класть заведомо не в те места, где они были раньше. Таким образом, дочь потом их не могла найти. На что я резонно отвечала: «Игрушки — это твои вещи. Складывай их сама, тогда и будешь знать, где они». Так постепенно моя малышка научилась регулировать свое поведение. И чувствовать время, что немаловажно в учебной деятельности. О том, как приучить мальчиков к порядку, рекомендую прочесть статью «Как приучить детей к порядку».
Если ваши сын или дочь до шести лет не приучены самостоятельно следить за своими вещами, убирать за собой игрушки, то, как можно рассчитывать на то, что при поступлении в школу они смогут держать в порядке свои учебные принадлежности? Да и одежду тоже. В этом случае у ребенка неизменно будут возникать трудности с запоминанием домашних заданий, со сборами портфеля. Несамостоятельные дети часто забывают что-то – то ли из дому взять в школу, то ли из школы забрать домой. Поэтому первым этапом подготовки ребенка в школе – это уроки самостоятельности.
Навыки самообслуживания важны. Но не только они. Важно приучить будущего школьника к выполнению общественных обязанностей. Например, дочка может ухаживать за домашними питомцами или растениями. А сыну логично поручить, например, чистку обуви всех членов семьи. При выборе обязанностей для ребенка важно учитывать не только приоритеты взрослых членов семьи, но и особенности характера и развития, интересы самого ребенка. То, что он будет обязан делать регулярно, должно быть ему по силе. И работа должна нравиться.
В ходе постоянного выполнения обязанностей ребенок приучается к порядку, определенному ритму жизни. Может быть, самое главное то, что малыш начинает чувствовать себя взрослым и самостоятельным.
Выполнение обязанностей будущим школьником должно быть обязательным и регулярным в независимости от его настроения и желания. — Когда человек что-то делает, даже через «не хочу», у него формируется воля, организованность и ответственность. В таком случае рутинное ежедневное выполнение школьных обязанностей не застанет вашего гения врасплох.
Как приучить ребенка к обязанностям? На первом этапе нелогично сразу нагружать регулярными и долгосрочными обязанностями. Пусть поначалу это будут краткосрочные эпизодические поручения. Сначала эпизодические поручения, состоящие из одного-двух последовательных действий: «Пойди в ванную, сними с сушки и принести мне полотенце, пожалуйста».- Инструкции должны быть очень детальными, конкретными и понятными ребенку. А потом, постепенно усложняя задания, в меньшей степени их детализировать. И стимулировать выбор способа действий самим ребенком: «Посмотри, не пора ли полить твою грядку? Если засохла, полей ее».
Третье. К эмоционально-волевой готовности к школе можно отнести и навыки общения ребенка с окружающими людьми. Взрослыми — знакомыми и незнакомыми. И со сверстниками.
Если малыш не умеет общаться на равных со сверстниками, он неизбежно будет с ними в конфликте или конфронтации. Детский коллектив достаточно жесткий и бескомпромиссный. Поэтому уже в детском саду детям необходимы навыки сосуществования, дружбы и мирного разрешения конфликтов. Важно чтобы малыш умел отстоять свою точку зрения, и при этом не вел себя высокомерно. Чтобы не помыкал другими детьми, и, в то же время, не допускал неуважительного отношения к себе. Чтобы умел и был готов к нахождению компромиссных решений в конфликтной ситуации.
Для формирования социальных навыков существует единственный способ — тренировка. Именно поэтому, даже если нет такой необходимости, в 4-5 лет имеет смысл ребенка оформить в детский сад. Чтобы он приобрел навыки общения со сверстниками. Дети сами друг друга учат. И ребенок на практике учится уступать, настаивать на своем, находить варианты сотрудничества, которые устроят и его, и товарищей по игре.
Общение в кружках и группах раннего развития не дает такой эффективности в формировании навыков общения, потому что в них у детей мало времени на свободное общение, они мало взаимодействуют друг с другом. Больше они общаются с тренером или учителем. Проблемы общения со сверстниками обычно не возникают в многодетных семьях или если у ваших чад есть много друзей приблизительно одного с ними возраста.
С 4-5-летними детьми эффективным является метод обсуждения ситуаций, реальных или придуманных. Выберите время, когда и вы никуда не спешите, и ребенок настроен поговорить. Расспросите о том, как он общается с друзьями. Что в них привлекает и что не нравится. Как они улаживают конфликты. И разберите один из приведенных им случаев. Специально придумайте дополнительные условия, усложняющие принятие оптимального решения. Пусть думает, пробует, выбирает, рассуждает. Проиграйте эту ситуацию с игрушками.
Возьмите на себя роль другого ребенка. Если вы знаете, что ваш ребенок может проявлять упрямство, агрессию, или капризничать, возьмите на себя роль такого ребенка. Чтобы ваш малыш увидел, как это выглядит со стороны, как трудно и неприятно с такими детьми дружить. Поставьте его в ситуацию, когда ему самому нужно будет преодолевать те негативные качества, которые он склонен проявлять. Расскажите в роли, что чувствует, чего хочет другой малыш. Это научит вашего упрямца не только слышать товарища, но и осознать свои собственные потребности и чувства.
Умение общаться с взрослыми знакомыми и незнакомыми — одно из условий успешной учебы в школе. Ведь малышу придется обращаться за помощью к учителю, спрашивать или переспрашивать его что-то на уроках. У детей нередко возникают трудности в этом. Причины таких трудностей могут быть различны.
Если ваш малыш стеснительный, неуверенный в себе, значит, он имеет негативный опыт общения с взрослыми, в котором он был не понят, не услышан, не поддержан в своих потребностях. В таком случае, детей нужно чаще хвалить, реже ругать и увещевать за несовершенство выполнения заданий или поведения.
Помогают специально созданные ситуации, в которых ваш сын или дочь приобретает положительный опыт общения с продавцами в магазине, кондуктором в транспорте, бабушкой, которой уступает место в троллейбусе. – Вариантов масса. Стимулируйте его активность и самостоятельность. Пусть ребенок сам обратиться к незнакомым людям с просьбой — купить хлеб или билет на проезд. Пусть уступит место в транспорте бабушке. Пусть спросит у незнакомого, как пройти в магазину. Такой опыт он должен приобретать в вашем присутствии. Пусть знает, что вы рядом. Но не помогайте, пусть приобретает свой собственный опыт. А потом обязательно похвалите за успех, пусть и частичный. Обговорите, что получилось, что нет. И что помешало общению. Если ребенок осознает свои трудности, значит, у него есть силы преодолеть их.
Бывает, что ребенок не умеет формулировать просьбу, не знает, как правильно обратиться к взрослым. Научите его четко, громко и вежливо высказываться. Очень важен пример самих родителей. Ведь ребенок все время наблюдает за нами и подражает нашему поведению. Вот как много важных аспектов эмоционально-волевой подготовки ребенка к школе.
Четвертое. К психологической готовности к школьному обучению входит развитие его психических процессов. Это развитие памяти, внимания, мыслительных операций синтеза, анализа, обобщения и сравнения.
К моменту поступления в школу, ребенок должен уметь запомнить до 10-ти предметов, показанных ему кратковременно. Или до 6-8 слов. Покажите ему 10 предметных картинок где изображен один предмет. И пусть по памяти назовет те, которые запомнил.
Второй тест на уровень развития памяти – игра в слова. Называйте по очереди с ребенком любые слова, никак друг с другом не связанные. Назовите 10, и попросите ребенка вспомнить, какие слова были названы.Таким образом, вы узнаете уровень развития кратковременной памяти вашего малыша. Пусть пройдет полчаса, час. И попросите снова его назвать то, что он видел, или о чем вы говорили. Это будет долговременная непроизвольная память. Она должна быть в возрасте 6-ти лет на уровне 6-8 предметов или 4-5 слов. Подробно читайте в статье «Играем и гуляем легко и с удовольствием. Развивающие игры для детей на улице» http://www.sun-hands.ru/17detiigri.html .
Следующая серия тестовых игр — скажите, что картинки, которые вы будете смотреть, нужно запомнить. Таким образом, вы выясните уровень произвольной памяти ребенка.
Такие несложные игры носят как тестовый, так и развивающий характер. То есть, если периодически с ребенком так играть, то объем его памяти будет увеличиваться. А если рассматривая картинки, вы их еще и попробуете классифицировать за каким-то признаком — овощи, фрукты, мебель, одежда, живые-неживые объекты, по цвету, величине или форме, — то вы учите ребенка способам ассоциативного мышления и запоминания.
В наше время увеличилось количество детей с низким уровнем внимания. Причин тут много. Одна из них это пристрастие к телевизору, причем, просмотр не одной программы одновременно, а «клацание» по каналам. Внимание все время переключается с одного объекта на другой. Если это про вас и вашего ребенка — хотя бы заберите у него пульт. Пусть посмотрит уже свой мультик. А потом перескажет вам его содержание.
Ребенок 6-ти лет должен уметь удерживать внимание непроизвольно до 30-ти минут. Это когда он занят занятием, которое ему интересно и нравится. – Обычно родители говорят о том, если ребенку интересно, может подолгу заниматься, не оторвешь. В то же время, при подготовке ребенка к вступлению в школу следует развивать и произвольное внимание. – Не все же задания в школе будут легкими и интересными. В этом случае у будущего школьника должен быть сформирован навык сознательного и волевого удерживания внимания.
При подготовки ребенка к школе необходимо проверить, насколько развиты у него внимание и сосредоточенность. Можно это проверить, рассматривая две похожие картинки, и находя в них маленькие отличия. В наше время в любом книжном или детском магазинах таких книг или игр множество. На них так и написано: «развитие внимания, памяти» там есть и описания заданий и игр для малышей.- Пользуйтесь.
Развивать внимание нужно постепенно, увеличивая время организованных занятий с ребенком. Так, например, вы читаете сыну книгу. Сначала ему интересно, а потом малыш начинает отвлекаться. Продолжая читать, измените темп, громкость, выразительность чтения. Возьмите ребенка за руку или положите свою ему на колено. Таким образом, вы активизируйте внимание малыша. И читайте еще около 3-4 минут. Таким образом, постепенно будет увеличиваться время, в течение которого ребенок удерживает внимание. Тут важно учитывать реальный уровень развития внимания ребенка на данный момент.
Выбирайте тексты для чтения с таким расчетом, чтобы его почти хватило на то время, которое ребенок может быть внимательным. Важно, чтобы вы закончили читать до конца — или весь текст или отдельную главу. Тогда ребенку понятно, зачем нужно прикладывать усилия, чтобы дослушать. Те же принципы удерживания внимания справедливы для любой другой деятельности — конструирования, шитья, приготовления салата или вареников. Когда ребенок начинает отвлекаться, удержите его, показав, сколько еще осталось до того, чтобы довести дело до конца.
Пятое. При подготовке ребенка к школе важно развивать мышление.Развитие мышления — это развивающие игры. Различные конструктора, лего, пазлы, при помощи которых у детей развивается пространственное мышление. Мелкая моторика рук, развитие которой необходимо для успешного обучения школьника письму. Различение формы, величины, цвета и количества деталей. Поиск различных способов решения задач и придумывание самостоятельных конструкций. Это, в конце концов, умение довести дело до конца. – Все это навыки необходимы для успешной учебы ребенка в школе.
При подготовке ребенка в школу обратите внимание на развивающие игры, при помощи которых ребенок научится выделять главное и различать второстепенные признаки в объекте его исследования. Научится классифицировать предметы по различным признакам. Сначала – по одному по цвету, величине, назначению, форме, а потом и по нескольким одновременно.
Для примера простая картинка.
Предложите малышу посчитать детали елочек, снеговиков. Сравнить элементы по цвету, величине. Найти абсолютно одинаковые предметы. Объяснить, чем отличаются две елочки. Таким образом, не только развивается мышление ребенка, но и обогащается словарный запас – «одинаковые», «похожие», «различные». По этой же картинке можно научить ребенка понимать пространственные понятия – «над», «под», «справа», «слева», «посередине». Можно учить ребенка счету – количественному и порядковому.
Например:
В приведенном примере можно увидеть, что в процессе простую беседу с малышом можно превратить в его разностороннее развитие:
Такие беседы можно организовывать, рассматривая любые картинки в книжках.
Важным элементом подготовки ребенка к школе является рассматривание сюжетных картинок. Такое времяпрепровождение тоже способствует всестороннему развитию малыша. Во время рассматривания лучше всего развиваются такие мыслительные процессы, как синтез и анализ. Они по механизму своему противоположны друг другу. Синтез – это умение из деталей сложить и увидеть целое. А анализ, наоборот, выделяет и разделяет целое на части.
Поиграйте с сыном или дочкой в игру «Бинокль». – Сверните трубочкой лист бумаги и предложите малышу рассмотреть картинку через бинокль. Сначала — отдельные детали картинки. Ребенок скажет, что нарисовано дерево, мяч, кукла, девочка, вода. После этого «переверните» бинокль другой стороной и посмотрите на картинку в «уменьшительное стекло». Так чтобы ребенок смог сразу охватить взглядом всю картинку целиком. Предложите ребенку одним словом назвать, что нарисовано на картине. Придумать название. В итоге должен получится ответ, отражающий главную мысль изображения. Например, «Летом на пляже», «У речки», «Развлечения у воды» — тут можно придумать множество вариантов. Важно, чтобы название было названием не вашим, а ребенка. И чтобы он понял смысл всего изображения в целом.
Именно такой вид заданий нередко у первоклашек вызывает трудности. Потому что на этот аспект развития мышления детей взрослые обращают меньше внимания. Чем, например, обучению чтению.
Именно обучение детей чтению подавляющее большинство родителей считают главной подготовкой к школе. Хотя это далеко не единственный и, подчеркиваю, не главный необходимый навык для детей, которые впервые переступают порог школы.
Потому что если ваш малыш к моменту поступления в школу будет иметь достаточный уровень развития памяти внимания и мышления; если будет любознательным и усидчивым, то научится читать он очень быстро.
Кроме того, в одном классе обычно оказываются дети и читающие и не читающие. И, учитель все равно начинает обучение чтению всего класса. Тем более, программа первого класса для шестилеток предполагает, что дети приходят не умеющие читать.
Это уже сами учителя стремятся заполучить читающих детей, чтобы можно было быстро двигаться дальше по учебной программе. Но, им редко удается сформировать класс полностью из детей овладевших этим навыком в полном объеме.
Исключения составляют классы в гимназиях, лицеях, где в отличие от общеобразовательных школ, учителя имеют право тестировать будущих учеников. И там действительно нужно, чтобы малыш уже умел читать.
На самом деле ребенка с хорошим уровнем внимания и любознательности научить читать несложно. Важно наблюдать за реакциями малыша и идти за ними, а не навязывать темп и метод обучения.
В современной науке существует множество методов обучения чтению детей разного возраста. Самый модный из них это метод Зайцева, который обещает научить читать с 2-х-летнего возраста. Научить действительно можно, но того ребенка, который к этому готов. Метод хорош тем, что предполагает сразу обучение чтению по слогам. А не по буквам. Благодаря этому пропускается этап чтения, когда ребенок называет отдельные буквы и не может их связать в слово. Получается как-то так: «мы-а-мы-а». С «мама» соединить достаточно трудно.
По методу Зайцева из материала, купленного в магазине, изготавливаются кубики с буквами и со слогами. Внутрь кладутся железные, пластмассовые и деревянные мелкие предметы. Таким образом, кубики будут греметь по-разному. И у малыша в сознании соединяются реакции зрительных и слуховых анализаторов. Потому что звонкие согласные будут звенеть железным звуком, а глухие – деревянным, например. С другой стороны, детям нужно запомнить не только названия букв и слогов. Но еще как, собственно, звенит железо, а как дерево. Кому-то так усваивать чтение легче, а кому-то сложнее. – Пробуйте.
Мне нравится таблица слогов у Зайцева. Ее можно повесить в комнате малыша и периодически «читать» с ним отдельные слова — отыскивая в таблице нужные слоги. Важно, как и в еде, соблюсти меру — отойти от таблицы немного раньше, чем ребенку надоест эта игра. Тогда это для малыша будет игра. А со временем, он запомнит слоги и начнет их отыскивать на таблице самостоятельно.
Есть еще один метод обучения чтению, который применялся в советской школе и в детских садах советских времен. Этот метод основан на развитии у малыша фонематического слуха до начала обучения буквам. Этот период обучения так и назывался – добукварным. Основан на том, что ребенок сначала на слух учится определять и выделять звуки в словах. Начиная с гласных, начиная с начала слова. Постепенно переходя на нахождение звуков в конце слова, а затем уже и в середине.
Помочь ребенку на первом этапе легко. Достаточно протянуть выразительно первый звку: «а-а-арбуз». «р-р-рука». «утка-а-а» и т.д. Есть множество увлекательных игр, которые способствуют развитию у ребенка фонематического слуха. Это «Поймай звук», когда малыш хлопает в ладоши, когда слышит определенный звук. «Придумай слова на звук»- кто больше вспомнит слов, начинающихся на определенный звук. «Цепочка слов», когда последний звук предыдущего слова является первым следующего: арбуз – зуб – буква — акварель….
Мне нравятся эти игры, потому что в них можно начинать играть буквально с 2-хлетнего возраста. Мы все, играя с малышом спрашиваем его: «Как кричит кошка?», «А как гудит трактор?»- р-р-р. «А как шумит ветер?»- ш-ш-ш. И так далее. А еще мне нравится то, что на эти игры не нужно отдельно выделять время. Можно в них играть во время прогулок, даже идя в садик или из него.
Очень удачно этот метод сочетается с исправлениями в звукопроизношении ребенка. К моменту поступления в школу все дефекты речи должны быть устранены, потому что ребенок и писать будет так, как говорит. Если мы, например, учим малыша правильно произносить звук «Ш», мы акцентируем его внимание на этом звуке. Учим произносить его в разных словах, в которых он находится в разных местах слова. Ребенок слышит ушком, что один и тот же звук есть в разных словах. И мы говорим ему, что как домики в конструкторе из кирпичиков, так и слова состоят из звуков.
К тому же, если ребенок неправильно произносит, допустим, звук «С», то, скорее всего, у него есть сложности в произношении всех шипящих или свистящих звуков. Потому что механизм их произношения очень схожий. А значит, внимание уделяется уже нескольким похожим звукам. Ребенок на слух учится их различать.
Это и есть добукварный период обучения чтению. Потому что ребенку, который на ухо определяет звуки и слышит их последовательность в слове, может их выделить и пропеть, достаточно только показать значки-буквы, и он сразу же, за пару дней начнет читать. Ему будет это очень интересно — потому что в уме у него уже все сложено. Он понимает, что если за звуком Р идет звук А, потом К, то получается РАК. Теперь ему очень интересно еще и увидеть это. Сложить буквы, как знакомые пазлы. Находить новые слова, переставляя буквы. Манипулируя только этими тремя буквами, он легко получит и РАК, и КАР, и АРК. Это увлекательнейшее занятие для детей. Посмейтесь с ним вместе, придумайте слова, начинающиеся на эти сочетания. Фантазируйте и общайтесь со своим малышом к всеобщей радости. Тогда ребенок не будет убегать от занятий, а будет к ним стремиться.
А это уже мотивационная подготовка ребенка к обучению в школе. Как часто можно услышать от родителей, которые хотят приобщить своего сына или дочь к занятиям по подготовке к школе: «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь….» «В школе некогда будет играться…». Чего мы добиваемся таким образом?- Боязни школы и нежелания туда идти. Отвращения к познавательной деятельности, с которой связаны неинтересные длительные и трудные занятия. Неодобрительные отзывы взрослых о результатах выполненного занятия.
Удивительно ли, что уже к концу первой четвери первого класса, по статистике, 90% детей ходить в школу не хотят.
Дошкольники, когда их спрашивают, хотят ли они идти в школу, в подавляющем своем большинстве отвечают, что хотят. Но, не все дети отвечают откровенно. Они хорошо знают, какого ответа от них ждут взрослые. Важно и то, почему именно ребенок хочет идти в школу. Очень часто будущие школьники отвечают, что в школу хотят идти, потому что они уже выросли. Чтобы можно было не спать днем. Потому что все друзья туда идут. Чтобы носить ранец и т.д. То есть основная часть детей стремятся к внешней стороне школьной жизни, а не к учебной деятельности, как таковой.
И даже если дети отвечают, что идти в школу нужно для того, чтобы научиться читать и считать, их легко сбить с толку. Достаточно задать вопрос: «А сейчас ты умеешь читать. И до 10 100 можешь посчитать. Ты этому уже научился и без школы. Для чего идти в школу?» В беседе с ребенком по выяснению мотивации его желания идти в школу есть и еще один каверзный вопрос: «А если бы можно было бы выбрать: учиться с мамой дома, или идти в школу, как бы ты хотел учиться?», — дети часто выбирают домашний вариант учебы.
Когда с ребенком-дошкольником удается откровенно поговорить о школе, и его ожиданиях от учебы, очень часто около 50% детей приходят к выводу, что лучше бы туда не ходить.
Именно поэтому хочется призвать родителей хорошо подумать о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. У шестилетнего ребенка ведущей деятельностью, которая лучшим образом способствует его развитию и всестороннему формированию, является игровая деятельность. Ребенок шести лет еще очень домашний и ранимый. Он может быть достаточно умным, но маленьким с психологической точки зрения. Он может успешно учиться, но учиться играя, в игре.
К сожалению, большинство учителей учат и семи- и шестилеток одинаковыми методами, выработанными годами практики. Но природа детей сильно отличается в 6 и 7 лет.
Семилетки уже очень четко и уверенно отвечают, что хотят идти в школу для того, чтобы научиться чему-то новому, чтобы вырасти умными и т.д. К 7-ми годам ведущей деятельностью становится именно учебная деятельность. Она обеспечивает для ребенка и развитие, и общение, и рост.
Поэтому, важно больше рассказывать ребенку о школе, о том, как там интересно, чему там можно научиться. А еще лучше — показать классы, с компьютерами и техникой, спортзал, столовую и т.д. Поиграть с малышом в школу, дав ему возможность побыть и учительницей, и учеником.
Любая деятельность человека будет более успешной, если она ему в радость и наслаждение. Об этом позаботиться не менее важно, чем о других аспектах подготовки ребенка к школьному обучению.
Видите, если «не гнать лошадей», а дать возможность ребенку дозреть и созреть, внимательно и последовательно развивать то, к чему он тянется и готов, то нет никаких трудностей в подготовке малыша к обучению в школе.
А полностью раскрыть эту тему невозможно даже в такой большой статье, как эта. Потому что подготовка ребенка к школе — это весь период жизни малыша от рождения и до 6-7 лет.
Внимание, любовь и здравый смысл родителей способны творить чудеса. И ваш малыш обязательно будет радовать вас своими школьными успехами.
С уважением, Мария Ромашкина
Когда я пошла в первый класс (в 1988 году), мама не сильно переживала за меня. Как-то не было тогда таких требований к детям, как сейчас: они и писать должны уметь, и читать, и считать, и английские слова знать. Сейчас требования гораздо выше. Мне кажется, что это не очень правильно. В том смысле, что ребенок сейчас интеллектуально гораздо больше подготовлен к школе, чем мы, а вот физическое, психологическое развитие у него хуже, потому что родители все силы отдают на умственное развитие, а другим сферам внимания уделяется гораздо меньше. Поэтому детки сейчас почти все слабенькие, плохо идут на контакт с другими детьми — им просто некогда общаться за этими книжками и учебниками! Все должно быть в меру.