Многие родители уверены, что самым ответственным и требующим наибольшего внимания периодом в школьной жизни ребенка является момент поступления в школу и учеба в первом классе. Мамы и папы активно интересуются жизнью маленького ученика, регулярно посещают родительские собрания, обращаются к первой учительнице за консультациями. В общем, действительно, делают все, чтобы начало школьной жизни у ребенка прошло без серьезных проблем. О том, как подготовить ребенка к школе, читайте в статье на сайте «Солнечные руки» «Как подготовить ребенка к школе?»
.
Но у большого числа родителей подобная активность сохраняется только, пока ребенок учится в первом классе. Максимум – во втором. Позже, когда учеба, как говорится, входит в привычную колею, родители позволяют себе несколько «расслабиться» – реже посещают родительские собрания, меньше контролируют выполнение домашних заданий. В общем-то, во многом это правильно – так ребенок приучается к самостоятельности и ответственности. Но есть в таком отношении и обратная сторона. Когда ребенок переходит из начальной школы в среднюю, то есть из четвертого класса в пятый, многие мамы и папы не придают этому событию особого значения. «Да что тут особенного? Пятый класс – далеко не выпускной. Школа та же – не заблудится, класс тот же – знакомиться с новым коллективом и завоевывать «место под солнцем» тоже нет необходимости» – примерно так мыслят родители многих пятиклассников. И совершенно напрасно.
Как психологу с более чем с десятилетним опытом работы мне хотелось бы дать родителям несколько рекомендаций и объяснить, почему же им стоит быть предельно внимательными в тот период, когда их ребенок становится пятиклассником.
РАЗНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ИЛИ «СТОЙ ЗДЕСЬ, ИДИ СЮДА».
Во-первых, вместо одной учительницы, которая вела почти все предметы, теперь множество новых предметов и новых учителей. Чтобы родителям было понятнее, приведу такой пример. Представьте, что у вас на работе вместо одного начальника их теперь семь или восемь. У каждого своя форма отчетности, критерии оценки эффективности вашего труда и свои представления о деловом этикете и дресс-коде. Один начальник любит, когда у подчиненных есть свое мнение и своя точка зрения. Другой же, напротив, требует, чтобы вы лишний раз рта не открывали и лишь молча внимали его указаниям. Третий, вообще, сегодня хочет одно, а завтра – другое. Представили? Страшно? Не дай бог?
А ваш ребенок сталкивается именно с этим. Ему нужно быстро запомнить не только как зовут новых учителей и где находятся их кабинеты, но и как нужно оформлять в тетради классную и домашнюю работу по русскому языку, а как по математике, географии, истории и так далее. Одному учителю мешает даже нормальный рабочий шум, и он требует, чтобы дети молча слушали его объяснения. Другой преподаватель, напротив, считает, что ребенок должен активно проявлять познавательный интерес и задавать как можно больше вопросов. А ведь уроки этих учителей в расписании могут оказаться рядом, и ребенку нужно будет мгновенно переключиться с одного стиля преподавания на другой. Согласитесь, с такой задачей справится не каждый взрослый.
Что делать: помогите ребенку структурировать новые знания. Как? Попросите вашего пятиклассника, чтобы он рассказал вам как можно больше и подробнее о своих новых учителях. Пусть расскажет, кого и как зовут, у кого самое необычное имя и отчество, как добраться к тому или иному кабинету. Какие требования у учителя истории, а какие у математика. Объясняя вам, на самом деле, ребенок будет объяснять себе, упорядочивая в голове большие объемы новой информации, – это очень известный и эффективный прием. Возможно, вы сами не раз замечали, что, когда рассказываешь другому человеку о проблеме, которую никак не удается решить самому, иногда решение «рождается» в голове, словно само по себе.
ВНЕЗАПНЫЙ ТРОЕЧНИК
Во-вторых, многие пятиклассники могут начать сомневаться в своих силах и способностях, потому что новые учителя предъявляют к ним совершенно иные требования и правила оценивания, отличные от тех, что были в начальной школе. Довольно часто преподаватели старших классов более строго подходят к оцениванию знаний ребенка. Ученик, который раньше был отличником, вдруг в пятом классе начинает приносить четверки, а уверенный хорошист становится троечником. Все это может очень сильно подорвать самооценку ребенка и веру в себя. Может привести к тому, что ребенок перестанет любить предмет из-за учителя, либо у него, вообще, пропадет желание учиться.
Что делать: в данном случае самая общая рекомендация – поддержите своего ребенка. Именно сейчас вы должны ему показать, что любите его независимо от его школьных успехов, что верите в него и что поможете преодолеть все сложности. Здесь можно действовать следующим способом: расскажите ребенку о собственных трудностях, когда в пятый класс перешли лично вы. С одной стороны, это и вам поможет вспомнить, что не все так гладко было в пятом классе, а с другой – ваш ребенок поймет, что не только у него одного есть подобные сложности. Этот же принцип срабатывает в психотерапевтических группах. Ведь там дело не только в том, что с людьми работает профессиональный психотерапевт. А еще и в том, что, когда человек осознает, что с теми же трудностями, что и у него, сталкиваются другие люди – становится легче уже только от понимания, что он не один такой.
ЭЙ ТЫ, МАЛЬЧИК НА ТРЕТЬЕЙ ПАРТЕ И ДЕВОЧКА В ЗЕЛЕНОМ СВИТЕРЕ!
Еще одна проблема, которая часто возникает в пятых классах – это обезличивание учеников. Учитель старшей школы не может сразу же запомнить весь класс. В итоге складывается стандартная ситуация: запоминают только наиболее заметных – это либо отличники-активисты, либо отъявленные двоечники. А остальных детей новые преподаватели могут неделями, а то и месяцами не вызывать к доске, не спрашивать на уроке, выставляя оценки только по письменным работам.
Учитель, который ведет только свой класс с первого по четвертый, прекрасно знает не только имена и фамилии всех детей. Первая учительница и обнимет, и приласкает. К тому же она прекрасно знает, кто лучше отвечает устно, а кто письменно; что этого ребенка нельзя торопить с ответом и нужно дать время, чтобы он сосредоточился; а этого, напротив, нужно «загружать» работой – так у него не будет времени отвлечься. Все просто – у одного учителя есть один класс, есть и время, и возможности узнать особенности детей досконально. У учителя-предметника старшей школы такой возможности нет, они преподают одновременно в 5-6 классах. Где уж тут узнать каждого ребенка в отдельности? В итоге многие дети чувствуют себя никому не нужными, практически брошенными. Они не знают, к кому подойти со своими вопросами и проблемами – все учителя старших классов кажутся им строгими и отстраненными.
Что делать: основываясь на собственном опыте, хочу предложить очень простое решение, которое позволит учителям-предметникам с легкостью запомнить каждого ученика в классе. Возьмите стандартный лист формата А4, сложите его пополам, и на одной стороне напишите, а лучше распечатайте крупными буквами имя и фамилию вашего ребенка. И все. Пусть ваш пятиклассник носит эту табличку у себя в дневнике в течение всего первого месяца обучения в 5-м классе и на каждом уроке ставит перед собой. Таким образом учитель сможет обратиться по имени к каждому ребенку, а не только к тем, кого запомнил. Вспомните, точно так же поступают организаторы крупных конференций с большим количеством участников – перед каждым выступающим ставится табличка, где написаны его имя и фамилия.
Кстати, нелишним будет и просьба к преподавателям носить в это время бейджи с именем и отчеством – дети ведь тоже не всех учителей сразу запоминают. А то забавно наблюдать, как кто-то из пятиклассников перед тем, как обратиться к учителю, сначала толкает соседа в бок с анекдотичным вопросом: «Как ее зовут?». А после, когда понимает, что сосед знает имя учителя так же, как и он, со вздохом открывает дневник на первой странице, где написан список преподавателей.
Очень хотелось бы, чтобы после прочтения этой статьи многие родители поняли, что считать переход ребенка в 5-й класс рядовым событием, не требующим пристального внимания, в корне неправильно и неверно. Несмотря на то, что ребенок остается в стенах своей же школы и в окружении тех же детей, в привычном укладе его школьной жизни происходят серьезные изменения. Под влиянием этих изменений все дети проходят через так называемый адаптационный период к началу обучения в среднем звене школы. И всем детям нужно время, чтобы разобраться в новых и непривычных для них условиях учебы. И еще больше для этого им нужна помощь и поддержка самых близких людей – родителей. Тогда в случае успешной адаптации ребенок столь же успешно продолжит дальнейшую учебу.
Ольга Вольф
Если школьник спокойно и уверенно себя чувствует с учителями и одноклассниками, не испытывает особых трудностей от большого числа учебных предметов, то ,конечно, переводить его в другую школу не стоит. Если же возникли какие-то трудности, то лучше тоже постараться их решить на месте. Перевод в другую школу — это самый крайний вариант, какой может быть. И для ребенка это всегда большой стресс, какой бы привлекательной новая школа не казалась родителям.
Когда я писала про перевод в другую школу, я имела ввиду, что он вызван не тем, что ребенку не комфортно в своей школе. Обычно он связан с переездом или уровнем образования. Т.е. родители думают, что все равно в 5 классе все новое — отдадим в другую школу.
Правильно все написано, знаю на примере своей племянницы!Особенно хорош совет с надписью с именем, помню еще во время моего обучения в школе один из учителей просил нас так сделать. В итоге: уже через несколько дней все друг друга знали!:) Еще хочу добавить, что сложный и без того период начала обучения в пятом классе многие родители усложняют переводам ребенка в другую школу, там мол учителя лучше или она к дому ближе и т.п. Может быть, это не правильно?