Все
мамы, думаю, помнят тот момент, когда ребенок начинает активно познавать мир и
развивает бурную деятельность во всех уголках квартиры сразу: только что вы
отобрали у малыша нож, а он уже тянет в рот ботинок; пока убирали обувь
подальше в шкаф – юный исследователь уже изучает механизм закрытия двери.Больше всего боишься, чтобы он что-нибудь
опасное не схватил, не порезался, не поранился, не обжёгся, не ударился. В этот
полный волнений период мамы обычно ничего не успевают сделать, потому что все
время приходится следить за любознательным дитятком.
Будучи мамой дочки Оли, я не избежала
этой участи. Вот тогда и возникла у меня идея давать своему ребенку возможность
участвовать во всех делах. Во-первых, я успевала сделать всю домашнюю
работу. Во-вторых, дочка была постоянно
со мной: мне не нужно было укладывать ее в кровать или сажать в манеж и слушать
негодующие вопли, спешно управляясь со своими делами. В-третьих, я совмещала
домашние дела с развивающими занятиями для ребенка.
Но обо всем по порядку…
В
этой статье я расскажу, как научить
ребенка к готовке, как приобщить к кулинарному процессу. Все, о чем я пишу,
опробовано на моей дочери, начиная с того момента, когда ей исполнился год.
Пробы продолжаются до сих пор.
Обычно
родители не учат маленьких детей готовить по нескольким причинам.
Может
порезаться. Вы не поверите, насколько риск порезаться выше у взрослых, чем у малышей. Мы
режем острым ножом, быстро. Детям нужно дать столовый или пластмассовый нож,
которым они в силу отсутствия сноровки резать будут очень медленно. Зато в
голове у них отложится информация, что нож – вещь потенциально опасная, что с
ним нужно обращаться осторожно и в присутствии взрослых. Моя дочка за два года
пребывания на кухне в качестве кулинара ни разу не порезалась.
Может обжечься. Прежде всего,
малышка должна знать, что плита и духовка горячие. Если девочка вам не верит,
дайте ей возможность убедиться в этом на собственном опыте. Ничего страшного не
будет, если она слегка обожжется один раз. Помимо получения реального знания о
том, что такое «горячо», моя дочка теперь верит мне на слово.
Путается под ногами.
Безусловно, вы должны быть готовы к тому, что первое время ваша помощница будет
сильно осложнять кулинарный процесс. Не раздражайтесь на малышку. Помните, что
вы закладываете ее отношение к приготовлению пищи. Не забывайте хвалить, но
похвала должна иметь основание. Например, если девочка порезала картофель для
супа крупными кусочками в год, то это, безусловно, заслуживает словесного
поощрения, но если она также порезала в три года, то хвалить не за что.
Попросите ее порезать помельче, и только по достижении правильного результата,
положительно оцените ее работу.
Когда
вы учите дочку готовить, особенно важна для девочки похвала папы. Папа
обязательно должен посмаковать приготовленное дочкой блюдо, поблагодарить ее
за труд. Сознание того, что от нее
зависит ужин папы, повысит не только самооценку вашей дочки, но и ее
сознательность, чувство ответственности, даст ей ощущение социальной
значимости. Моя дочка от папиных похвал расцветает: любой женщине, даже очень маленькой, приятны комплименты.
Успеет
наготовиться.
Некоторые мамы не хотят допускать дочерей до готовки, потому что считают, что
ребенок должен наиграться. Вырастет – еще наготовится. Дорогие мамы, если вы
хотите, чтобы вашей дочери нравилось готовить, чтобы она не считала
приготовление пищи каторгой, то лучше начинайте, пока она маленькая. Ведь именно сейчас девочка воспринимает
все как игру: она играет в маму, и это дает ей исключительно положительные
эмоции. Кроме того, если вы сейчас научите дочку готовить, то лет через 15 вам
не придется качать головой и предсказывать ей безмужнее существование.
Думаю,
о пользе приобретения навыков приготовления пищи, я уже сказала
достаточно. А теперь несколько слов о
том, как научить ребенка не только готовить, но и как использовать время,
проведенное на кухне, с пользой для развития ребенка. В этом плане кухня
представляет нам широкий спектр возможностей и дидактических пособий.
Учить
ребенка счету вы можете, считая почищенные
картофелины, порезанные морковки. Несложные примеры также можно решать, взяв в
качестве счетного материала используемые в приготовлении продукты. Например,
для супа вам нужны две картофелины, одна морковь и одна луковица. Выложите
перед ребенком все овощи и посчитайте. После того, как картофель отправится в
кастрюлю, предложите ребенку посчитать, сколько осталось овощей на доске. Не
забудьте подвести итог: «Четыре минус два равно четыре». Подобные ежедневные
непринужденные математические упражнения помогут вашей дочке стать уверенной в
арифметике.
Представления о
форме, размере и цвете, вкусе, запахе легко сформировать, если обращать на них
внимание ребенка в процессе готовки и использовать игровые приемы.
Спросите
дочку, какого цвета морковка, яблоко,
огурец, баклажан? Предложите ей вспомнить другие овощи и фрукты похожего цвета.
Например: «Апельсин оранжевый. А какие еще оранжевые фрукты ты знаешь?»
Поиграйте в несложные угадайки: «Круглое, зеленое, что это?» (Яблоко)
Представления
о размере можно сформировать с
помощью просьб: «Принеси, пожалуйста, две картофелины: одну большую и одну
маленькую», «Порежь картошку крупными кубиками, а морковь мелкими». Выберите
два огурца, один из которых длиннее другого и предложите дочке сравнить их.
Вкусовые представления,
как вы уже догадались, тоже можно развивать в процессе приготовления еды. На
первом этапе просто давайте дочке пробовать как можно больше разных продуктов и
описывайте их вкус. Например: «Яблоко кисло-сладкое, лимон кислый, банан
сладкий и т.д.» Когда дочка станет заправским дегустатором, усложните ей
задание и поиграйте с ней в увлекательную игру: один участник игры закрывает
глаза, а другой кладет ему в рот кусочек чего-нибудь, например, морковки.
Задача – угадать по вкусовым ощущениям продукт.
Аналогичным
образом тренируйте у ребенка способность различать продукты на запах: сначала дайте ребенку хорошо
изучить запахи разных продуктов, затем – угадывайте по запаху продукт.
Между прочим, в ходе такой
игры-дегустации, ваша дочка, скорее всего, попробует и те продукты, которые
обычно не ест. Так у моей дочки вошли в рацион брокколи, цветная капуста,
чеснок, лук, лимон, имбирь, морская капуста.
Обобщить
все полученные знания о продуктах можно в усложненном варианте угадайки:
«Круглое, зеленое, кисло-сладкое, что это?» (Яблоко). Такая игра будет и
систематизировать знания, и способствовать работе над активным и пассивным словарным запасом ребенка. Таким образом вам
удастся сделать богатейший лексический вклад в развитие вашего чада: различные
оттенки вкуса (сладковатый, приторный, кисло-сладкий, горьковатый, вяжущий);
цвета (салатовый, алый, фиолетовый, кремовый, свекольный); запахов (пряный,
горький, сладкий, ароматный). О том, как научить ребенка разговаривать читайте http://www.sun-hands.ru/17detirazvitierannee1.html
Кухня
открывает широкие возможности для развития
мелкой моторики ребенка: лепите пирожки и пельмени, украшайте разноцветными
посыпками пироги и торты, перебирайте крупу, солите щепоткой пищу.
Теперь
мне хотелось бы обозначить некоторые личностные
качества, которые формируются у ребенка в процессе приготовления пищи.
Думаю, каждому очевидно, что эта деятельность – трудовая. Так что усидчивость,
целеустремленность, нацеленность на качественный результат, аккуратность,
умение обслужить себя и других незаметно станут неотъемлемыми личностными
качествами вашего ребенка. На эту тему рекомендую прочитать статью «Воспитание детей дошкольного возраста. Уроки самостоятельности».
Приятным
бонусом является также умение пользоваться бытовыми приборами по назначению.
Каждая мама оценит возможность спокойно
наблюдать, как ребенок включает микроволновую печь или миксер, вместо того
чтобы спасать хитроумную технику, пока она не приказала долго жить.
И
наконец, я расскажу, чем же конкретно и в каком возрасте может заниматься
девочка на кухне. Еще раз напоминаю, что давать ребенку нужно столовый или
пластмассовый нож. Обычный кухонный нож я дала дочке только в три года,
предварительно убедившись, что она действительно может с ним управляться.
Если вашей
девочке 1 – 1,5 лет, вы можете
вместе приготовить салаты типа оливье или винегрет, доверив дочке помыть овощи
перед варкой, положить их в кастрюлю, налить в нее воды, нарезать вареные овощи, колбасу (вареную) на крупные кусочки.
Захотели испечь пирог или пиццу – дайте дочери вымешивать тесто, смазать
противень и выкладывать начинку на тесто: она отлично справится с таким
заданием. После готовки попросите помочь убраться: девочка может собрать грязную
посуду со стола и отнести к мойке.
К 2-м годам кроме всего
вышеперечисленного, ваша хозяюшка сможет самостоятельно натереть на терке морковь или яблоко, взбивать яйца
миксером, бутерброд, почистить отварной картофель, раскатать основу для маленькой
пиццы; с вашей помощью — приготовить овсяную кашу, пирог, щи или борщ,
картофельное пюре, раскатать основу для большой пиццы или большого открытого
пирога.
Сейчас
моей Оле 3 года. Она хорошо знает
рецепты блюд, которые мы постоянно готовим и подсказывает мне, что в какой
последовательности делать. Самостоятельно, без моей помощи, она может
приготовить шарлотку (я только помогаю поставить противень в духовку), порезать
салат, лепить пельмени, сделать бутерброды себе и всем желающим, заварить чай.
Список блюд, которые дочка может приготовить сама с моей небольшой помощью,
постепенно расширяется. Это и различные виды пасты, и салаты с морепродуктами,
ризотто с грибами, овощные рагу, супы (я контролирую только закладывание
ингредиентов в кастрюлю, стоящую на плите), запеканки с большим количеством
ингредиентов. На данный момент мой юный поваренок не участвует только в
приготовлении блюд из рыбы или мяса.
Она
хорошо нарезает овощи кружочками и кубиками уже обычным кухонным ножом, следит,
чтобы кусочки были одинаковыми, переделывает, если ей не нравится
результат. Перед готовкой она
обязательно собирает волосы, моет руки – для этого не нужно специальных
напоминаний. После готовки она не забывает ополоснуть посуду. То есть я могу с уверенностью сказать, что мне
удалось сформировать у нее навыки самообслуживания в довольно раннем возрасте.
Наверное,
некоторые родители возразят мне: все это возможно, только если сидишь дома с
ребенком целый день, а что делать тем, кто работает? Конечно, маме, которая не
работает, легче организовать кулинарный процесс своему ребенку, но, поверьте, и
работающие родители могут выделить на выходных время и приготовить вместе с
ребенком что-нибудь несложное. Пусть это будут хотя бы горячие бутерброды или
яичница. Освоив одно блюдо, ваша девочка сможет приготовить его под вашим
присмотром со своими подругами.
Когда
в гости к моей дочке приходит подружка, они с удовольствием вместе пекут пирог
для своих родителей. И это такое трогательное и радостное зрелище: две
маленькие фигурки в фартучках, склонившись над большой миской по очереди,
никогда не ссорясь, усердно мешают, добавляют, досыпают и снова мешают… а потом довольные, они накрывают на стол и угощают всех своим фирменным пирогом с ягодами.
Думаю, когда-нибудь мой зять скажет мне: «Спасибо!» А ваш?
Успехов вам, Аля Миронова.
Не только девочки должны помогать маме. У меня вот тоже (как и у Эллины) мальчик, и ему очень нравится помогать мне на кухне. Многие из советом статьи мы уже давно активно реализуем: считать почищенную картошку и класть ее в водичку — наше любимое занятие. Еще сын научился мешать тесто для блинов, лепить пончики и перемешивать салаты. Поэтому мальчишек тоже можно на кухню допустить, им будт чам заняться:)
Какая замечательная статья!!!! Прочитав ее, я обнаружила, что большинство моих подружек не умеют готовить, и учатся этому уже после замужества. Меня же учила мама, и это было очень увлекательно. Я сама всегда стремилась ей помогать, так как она превращала обычную готовку в интересную игру. У меня растет мальчик, но я считаю, что и он также должен немного уметь готовить. Обязательно воспользуюсь вашими советами и опытом моей мамы. Спасибо)))